3 способа проверки АКБ самостоятельно
Большинство современных аккумуляторных батарей не нужно обслуживать (доливать дистиллированную воду). Но это не означает, что не нужно ухаживать за АКБ. Продлить его жизнь можно, своевременно заряжая аккумулятор и регулярно проводя замеры напряжения на клеммах.
Часто магазины и сервисы берут немалые деньги за диагностику АКБ, поэтому немаловажно знать, как самостоятельно проверить аккумуляторную батарею вашего автомобиля.
Начинать нужно всегда с визуального осмотра.
На корпусе аккумулятора не должно присутствовать повреждений и следов потёков электролита, клеммы обязаны быть чистыми. При появлении следов окиси клеммы зачищаются шкуркой, поскольку окисление становится причиной недостаточной зарядки батареи из-за недостаточно плотного контакта.
Есть немало методов проверки аккумулятора, мы разберём тройку основных, доступных каждому автовладельцу:
- Проверка мультиметром.
- Использование нагрузочной вилки.
- Использование тестера холодной прокрутки.
Как проверить АКБ мультиметром?
Мультиметр — это специальный диагностический прибор, измеряющий, в числе всего прочего, силу постоянного и переменного тока, а также сопротивления цепи. Нам же для оценки состояния АКБ потребуется измерение напряжения.
Тестер состоит из дисплея, переключателя режимов измерений, гнезда для минусового (чёрного) щупа, также 2-х гнёзд для плюсового (красного) щупа с ограничением тока до 10 Ампер и без ограничений.
ВАЖНО! Хоть проверка мультиметром и несложная, она не совсем точная и позволяет оценить параметры АКБ лишь в состоянии покоя, что часто оказывается недостаточно.
Оценка напряжения проводится перед эксплуатацией авто или спустя 2–3 часа после неё, но не раньше. Ведь недавно эксплуатирующаяся АКБ покажет завышенные значения, что затруднит реальную оценку работоспособности.
Проверка осуществляется следующим образом:
- Вставляются щупы в гнезда мультиметра, переключатель режимов устанавливается во 2 режим, стрелка устанавливается на 20.
- С соблюдением полярности щупами касаемся аккумуляторных клемм.
- Фиксируем показания мультиметра.
Напряжение прямо указывает на уровень заряда АКБ:
- равное или больше 12.7 В — зарядка аккумулятора 100%, АКБ в норме;
- от 12.3 до 12.6 В — уровень заряда 50–75%;
- 11.7–12.1 В и ниже — заряд 0–25%, АКБ неисправна или наблюдается её глубокий разряд.
Данный способ проверки довольно прост, но масштабно оценить работоспособность аккумулятора не может. Зато помогает быстро определить значение его заряда.
Для масштабной диагностики перейдём к другому методу проверки.
Как проверить АКБ нагрузочной вилкой?
Это способ один из наиболее действенных и применяется специалистами сервисов и профессиональных магазинов. Нагрузочная вилка — это вольтметр высокой точности, в который интегрирована нагрузка, обеспечивающая ток в пределах 100–200 А.
Помните, что для точной оценки состояния АКБ проверка производится спустя 2–3 часа после эксплуатации.
Батарея проверяется в два этапа:
- Проверка заряда АКБ без нагрузки. Для этого кабель вилки (обычно с зажимом «крокодил» на конце) подключается к минусовой клемме аккумулятора. Затем металлический штырь соприкасается с плюсовой клеммой батареи. Считываются показания вилки с дисплея или стрелочного индикатора. При полной зарядке АКБ напряжение будет 12,7 В и выше. Если напряжение ниже 12 В, нужно зарядить аккумулятор или найти причину неисправности.
- Проверка АКБ под нагрузкой. Здесь подключение производится аналогично первому пункту, но одно или оба колёсика нагрузочной вилки нужно плотно закрутить. Каждое колёсико обеспечивает нагрузку в 100 А. Проверка аккумуляторов легковых авто обычно проводится с одним закрученным колёсиком, грузовых — с двумя. Далее ждём 3–10 секунд (иногда и больше), считываем показания и отсоединяем вилку.
На основе полученных данных о заряде можно оценить состояние АКБ:
- от 10.5 В и выше — 100%;
- 9.5–10.4 В — 50–75%;
- равное или ниже 9.4 В — 0–25%.
При полностью заряженной АКБ напряжение при нагрузке не может падать ниже 10,5 В, а после падения быстро восстанавливается. Если напряжение снижается до 9.4 и ниже, то это указывает на глубокий разряд или проблемы с аккумулятором.
Как проверить АКБ тестером?
Аккумуляторный тестер (он также называется тестером тока холодной прокрутки) успешно заменил собой нагрузочную вилку. Он не только измеряет напряжение, но и определяет сопротивление внутри батареи, на основе этих данных рассчитывая ток холодного пуска (CCA).
Этим устройством аккумулятор может диагностироваться неограниченное число раз, при этом посадить АКБ или как-то навредить ей невозможно.
С помощью нагрузочной вилки можно определить скорость разряда батареи при запуске или сильной нагрузке, а мультиметром — её напряжение. Тестер же не только считывает показания заряда, но и определяет пусковой ток в различных условиях, а также позволяет быстро оценить исправность автомобильного генератора и стартера.
При покупке новой батареи тестером можно оценить её ресурс и понять, стоит ли её покупать или лучше выбрать другой вариант. Каждый крупный и серьёзный магазин по продаже аккумуляторов обязательно при клиенте проверяет новые АКБ тестером и нагрузочной вилкой.
Этот прибор работает следующим образом:
- Токовыводы («крокодильчики») подключается к клеммам с соблюдением полярности.
- Устанавливается номинальное значение пускового тока — его производитель указывает на корпусе АКБ.
- Производятся замеры. Всё просто и понятно.
Ещё один метод, ЯКОБЫ помогающий оценить исправность АКБ — это встроенный в корпус батареи индикатор или «Глазок», который можно встретить на многих современных моделях аккумуляторов.
Не стоит на слово верить продавцам, втридорога предлагающим АКБ с глазком и утверждающим, что этот индикатор легко заменяет собой мультиметр и нагрузочную вилку. Это далеко не так — глазок является маркетинговой уловкой и отражает состояние не всей АКБ, а лишь одной из 6 банок. Да и то он нередко западает и не отражает истинное положение дел даже в одной банке аккумулятора.
Удачи Вам на дорогах!
Бесплатно проконсультироваться по выбору и эксплуатации АКБ Вы можете по телефону или на нашем сайте.