Сульфатация автомобильного аккумулятора
Сульфатация автомобильного аккумулятора: определение, причины и способы устранения
Многие автомобилисты знают, что некая таинственная сульфатация негативно сказывается на работе АКБ и может привести к огромной потере емкости, а также полному выходу из строя батареи. Давайте разберемся, что это за процесс, из-за чего он возникает, и как избежать последствий.
Что значит “сульфатация”
Из-за взаимодействия пластин в аккумуляторе с серной кислотой, которая входит в состав электролита, происходит образование сульфата свинца. Весь принцип работы АКБ строится на двух противоположных химических процессах. При разряде пластин происходит сульфатация, когда АКБ снова заряжен — десульфатация. То есть свинец на отрицательных электродах восстанавливается из сульфата, а на положительных из двуокиси свинца. Процесс закономерный, который способствует нормальной работе устройства.
Однако есть и другое определение — глубокая сульфатация. В этом случае не просто происходит образование сернокислотного свинца, а образуются кристаллы, которые оседают на пластинах. В результате этого процесса на поверхности пластин, спустя время, образуется сплошная пленка из кристаллов, которые мешают активной массе пластин взаимодействовать с электролитом.
Глубокая сульфатация становится причиной быстрого разряда батареи, потери емкости, длительной зарядки, уменьшается сопротивление. Такое устройство уже не сможет обеспечивать стабильную бесперебойную работу автомобиля, запуск двигателя или другой техники. Именно этот “патологический” процесс среди автомобилистов принято называть сульфатацией.
Причины глубокой сульфатации и как избежать проблемы
Есть несколько главных причин, почему происходит сульфатация:
- Глубокий разряд. Многие производители в рекомендациях к эксплуатации аккумуляторов прописывают, что следует избегать глубокого разряда батареи. Подоплекой проблемы становится оставленное включенным световое оборудование в автомобиле, играющая музыка или другие электроприборы. Чтобы избежать проблемы — старайтесь всегда выключать свет, фары и музыку при выходе из авто.
- Хранение разряженной батареи. Часто случается так, что если зимой не получилось запустить двигатель, автолюбитель пользуется услугами другого транспортного средства. Потом дела и семейные проблемы, а аккумулятор остается в машине в разряженном состоянии на несколько дней, а то и недель. С каждым днем на пластинах будет образовываться все больше кристаллов, а батарея выходить из строя. Поэтому при разряде необходимо как можно быстрее подключить АКБ к зарядному устройству.
- Мало электролита. Обслуживаемый тип батареи нуждается в контроле уровня жидкости. Как только электролит перестает покрывать пластины — из-за взаимодействия с кислородом ускоряется процесс сульфатации. Чтобы не допустить этого, необходимо регулярно проверять уровень электролита. Он не должен опускаться ниже пластин. Если под рукой нет дистиллированной воды — можно долить обычную питьевую. Это будет лучше, чем допустить процесс глубокой сульфатации.
- Примеси. Здесь большую роль играет качество самой батареи и добросовестность производителя электролита. Однако бывает так, что крышки для обслуживания остаются незакрытыми или закрытыми не полностью, тогда внутрь могут попадать посторонние вещества. Необходимо приобретать электролит только проверенных марок и следить за тем, чтобы крышки всегда были плотно закрытыми. При закипании жидкости — следует доливать дистиллированную воду, потому что именно она испаряется, а не сам электролит, как делают многие автовладельцы, повышая концентрацию серной кислоты в банке.
Определяем процесс сульфатации и деактивируем его
Чтобы не допускать образования кристаллов — достаточно обратить внимание на первоначальный процесс, который сопровождается видимыми признаками:
- на контактах появляются коричневые образования;
- при начале зарядки АКБ выдает высокое напряжение;
- в процессе использования выделяется много газов;
- батарея быстро садится.
Если часть этих признаков на лицо — необходимо срочно запустить обратный процесс, который поможет сохранить емкость и “здоровье” батареи:
- Если нет возможности обратиться к специалистам, можно запустить процесс десульфатации полным зарядом батареи 2 А током. Не больше, в этом случае подойдет только медленная зарядка.
- Подключите к АКБ 10 А автомобильную лампочку, затем снова включите зарядку но уже с током до 5 А.
- Повторите манипуляцию с полной зарядкой малым током до 2 А.
Действия выполняются до того момента, как батарея не перестанет быстро разряжаться. Весь цикл можно выполнять не больше, чем 5 раз. Если манипуляции не помогли — стоит подумать о замене аккумулятора.